Новые данные приводятся в докладе Петухова по вопросу об обострении борьбы весной 1884 г. Выясняется, что 20 мая в Ново-Тырышкино состоялся ещё один сход. На нём присутствовали не только исправник и крестьянский чиновник (как 25 апреля), но и сам председатель губернского правления! (Л. 73 об.) Ни один из первых двух деятелей об этом не упоминает. Между тем, Петухов вынес из этого схода и "расспросов крестьян и переселенцев соседних селений" уверенность в наличии усугубляющих факторов, которые действуют независимо от "общих причин настойчивости переселенцев к выселению старожилов". Первым таким фактором названо "покровительство старожилам Алтайского волостного старшины Тырышкина, весьма зажиточного крестьянина села Ново-Тырышкинского, грамотного, сравнительно развитого, скотовода, интересы которого вполне солидарны с интересами прочих кулаков-крестьян этого села, занимающихся обширным скотоводством" (л. 74).
Ещё одним важным усугубляющим фактором названы "подстрекательства разных темных личностей, извлекающих из писания просьб средства к существованию". Вероятно, это относится и к авторам жалоб со стороны переселенцев, но главным такого рода подстрекателем следующим пунктом назван "бывший сельский писарь села Ново-Тырышкинского канцелярский служитель Лебедкин". Бывший – потому что "по распоряжению чиновника по крестьянским делам и исправника" он уже "удалён от должности сельского писаря и выселен из села Ново-Тырышкинского" (л. 74 об.) – из чего между прочим видно, что Лебедкин вёл не крестьянский образ жизни [1].
Впрочем, "высылка" ему не помешала и в 1885 г. составлять прошения от имени переселенцев (документы 38, 39) – почерк Лебедкина, несомненно определяемый по документу № 2, достаточно характерен, чтобы можно было отличать его с уверенностью. Таким образом, сугубая роль Лебедкина в борьбе ново-тырышкинских старожилов не была обусловлена его старожильческими симпатиями. Лебедкин работал на любого, кто готов платить.
В частности, про Лебедкина говорится, что это он сочинил приговор от 15 апреля 1884 г о недопуске переселенцев к пашне. Вообще, этот приговор воспринимается как нечто заведомо незаконное, как своего рода бунт. Говоря про волостного старшину Тырышкина, автор прямо укоряет его в том, что он "мог остановить составление приговора 15 апреля, но он не только устранился от этого, но и во время пребывания моего, совместно с чиновником по крестьянским делам и исправником, в селе Ново-Тырышкинском, не счел нужным ни явиться к кому либо из нас, ни присутствовать на собранном мною сходе " (л. 74). По всей видимости, и 15 апреля Тырышкин, понимая опасность такого приговора, не участвовал в сходе (потому и в числе выборных от общества оказались, в отличие от предыдущих случаев, только Казанцевы) и проявил, таким образом, осторожность. Но это не избавило его от упрёка со стороны высокого чиновника в "покровительстве старожилам" – как будто сам Тырышкин не был старожилом! Поддерживая (притом осторожно) таких же, как он сам, действуя в интересах своих собственных и большого круга односельчан, он, по мнению чиновников, поступил предосудительно. Видимо, чиновники хотели, чтобы Тырышкин (как "развитой скотовод") пренебрёг своими собственными интересами и попытался примирить противоборствующие группы.
Примечания.
[1] Между прочим, фамилия эта упоминается в одной из статей оппозиционной газеты "Восточное обозрение", где критикуются злоупотребления при управлении "инородцами" на Алтае: "Насилия над инородцами иногда вызывали со стороны инородцев ропот, который выдавался за "бунт". Так, в 1880 г. для проведения дороги выгнаны были калмыки, и к ним был приставлен полицейский служитель Лебедкин, который возмутительно обходился с калмыками, и калмыки бросили работы. Все эти факты были подтверждены официально при командировании особых чиновников на Алтай генерал-губернаторами". (Положение Алтайских калмыков // Восточное обозрение. 1887 № 38. С. 2). Строго говоря, можно допустить случайное совпадение фамилий, но редкость фамилии в сочетании со схожестью "почерка" и совпадением места действия наводит на мысли то ли о двух фактах из биографии одного человека, то ли о "семейном подряде".