С 1890-х гг. земельная политика в Алтайском округе для Кабинета его императорского величества (далее – Кабинет) стала одним из основных направлений региональной деятельности. Усиливавшийся приток переселенцев неизбежно ставил проблему разграничения кабинетского и крестьянского землевладения, а также вытекавшую из нее задачу организации аренды кабинетских земель населением как системного явления. Ключевым мероприятием для Кабинета стала землеустроительная реформа, начавшаяся на Алтае в 1899 г. и призванная окончательно решить вопрос крестьянского землепользования. Однако на планы размеренной реализации землеустройства существенно повлияли события Первой русской революции, отразившиеся и на Алтайском округе. В сентябре 1906 г. остающиеся после землеустройства земли Кабинета разрешались к передаче Переселенческому управлению для организации переселенческих участков. Это решение в последующие три года вызвало лавину переселенцев на Алтай. Одновременно изменилось финансовое положение Кабинета в рамках государственного бюджета, заставив новое руководство ведомства с 1908 г. ужесточить принятый курс земельно-лесной политики в регионе, направив его на защиту своих ведомственных интересов. К 1910 г. эта линия не только полностью закрепилась внутриведомственными распоряжениями, но и стала очевидной для населения Алтая и общественности, вызвав резкую критику кабинетского ведомства в периодической печати и с трибуны Государственной думы. Крестьянское население округа также отреагировало повышением социально-протестной активности, воплотившейся в законных действиях (например, обжалование результатов землеустройства в Сенате) и различных выступлениях. Неслучайно в первые годы второго десятилетия XX в. округ по оценкам историков вышел на первое место в Сибири по количеству крестьянских выступлений, не уступая накалу борьбы в Европейской России[1].

И. Айвазовский. Пастухи.

Анализ земельных отношений в Алтайском округе в 1910-е гг. привлекал внимание уже современников событий. Официальные оценки, данные кабинетскими чиновниками в предреволюционных ведомственных изданиях, ограничивались констатацией количественных результатов земельной политики, подчеркивая несомненную важность выделения крестьянских наделов. Антикабинетские настроения журнальной и газетной периодики 1910-х гг. доказывали защиту Кабинетом собственных «частно-хозяйственных интересов»[2], сопровождавшуюся ущербом интересам крестьянского населения. Данная позиция полностью утвердилась в советской историографии, достаточно активно разрабатывавшей тематику кабинетского землевладения с позиции его отрицательных последствий в сфере земельных отношений для крестьян и переселенцев (Е.И. Соловьева, Л.Ф. Скляров, Г.П. Жидков). Самостоятельной темой являлось изучение крестьянского движения на Алтае и его наиболее резонансных проявлений, связанных с борьбой населения Алтая против результатов землеустройства (А.А. Храмков)[3]. Утверждение в последние десятилетия «кабинетоцентристского» подхода в исследованиях хозяйственной политики Алтайского округа привело к сосредоточению исследовательского интереса только на собственных региональных хозяйственных интересах Кабинета, их целенаправленной реализации и эволюции в обеспечении финансовой независимости коронного ведомства[4]. Однако такой подход оставляет без внимания окружающую обстановку этой деятельности, в том числе конфликтную реакцию населения. Лишь отдельные публикации посвящены межведомственным противоречиям в земельной сфере, вызванным жесткой позицией Кабинета[5]. При этом объяснение совокупности перечисленных выше обстоятельств исследователи давали в рамках изучения кабинетского хозяйства начала XX века или в пределах реакции населения на землеустройство. Подобный обобщенный подход оставляет в стороне не только некоторых участников поземельных отношений (губернские власти, переселенцы), но и совершенно не уделяет внимания отдельным «случаям», воплощавшим всю сложность и разнообразие этих отношений. Поэтому в настоящей публикации предпринимается попытка на примерах отдельных конфликтов раскрыть наиболее острые противоречия, охватывавшие всех участников поземельных отношений в Алтайском округе в наиболее острый период и выделить специфику целей и участия каждой из сторон возникавших противоречий.


Примечания.

[1] Горюшкин Л.М., Ноздрин Г.А., Сагайдачный А.Н. Крестьянское движение в Сибири. 1907–1914 гг. Хроника и историография. Новосибирск, 1986. С. 206.
[2] Отклики сибирской печати (о новом курсе Кабинета) // Сибирская жизнь. 1910. 7 июля.
[3] Храмков А.А. Обсуждение в правительстве царской России землеустроительной политики в Алтайском округе в 1911–1913 гг. // Вопросы социально-экономического развития Сибири в период капитализма. Барнаул, 1984. С. 157–180.
[4] Эксплуатация природных ресурсов Алтая императорским Кабинетом как фактор развития российской монархии (XVIII – начало XX в.). Барнаул, 2012. С. 198–252.
[5] Афанасьев П.А., Пожарская К.А. Формирование колонизационного фонда Алтайского округа как фактор изменения земельной политики Кабинета Его Императорского Величества в регионе // Экономическая история Сибири XX – начала XXI века. Барнаул, 2009. С. 79–86.

 
­