Одной из особенностей переселенческого движения в Сибирь в позднеимперский период был полиэтничный состав участников: при несомненном преобладании русских, в числе переселенцев были украинцы, белорусы, татары, эстонцы, латыши, немцы и др., которые образовывали моноэтничные поселения. В их число входит немецкая деревня Гнадендорф Минусинского уезда Енисейской губернии, образованная в начале XX века. Этот эпизод интересен по нескольким обстоятельствам. Во-первых, Енисейская губерния была крайней точкой на востоке, где имелись немецкие поселения. Из них подробные материалы о заселении сохранились только про Гнадендорф. Во-вторых, при образовании посёлка произошёл поземельный конфликт, в который оказались вовлечены немцы-колонисты, самовольные русские переселенцы и крестьяне-старожилы окрестных селений. В Государственном архиве Красноярского края и в архиве города Минусинска обнаружен ряд дел, которые позволяют не только весьма точно восстановить ход конфликта, но и выявить мотивы сторон. Довольно чётко в документах видна позиция власти, в первую очередь переселенческих чиновников.
Переселенческое движение в указанный период имеет солидную историографию. Немало исследований было посвящено и процессу землеустройства. Упоминания о немецких колонистах встречаются в дореволюционной и советской историографии. С 1990-х годов началось систематическое изучение немецких переселений в Сибирь. Среди прочих, можно отметить работы Л.В. Малиновского [1], В.И. Бруля [2], И.В. Нам [3], И.И. Кротта [4], М.К. Чуркина[5], П.П. Вибе и др. В монографии последнего «Немецкие колонии в Сибири: социально-экономический аспект»[6] упоминается деревня Гнадендорф. В работах В.Г. Чернышевой [7] и В.Г. Бандуриной[8] вкратце описан конфликт при заселении участка.
Указанный конфликт может быть охарактеризован как этнический. Под этническим конфликтом понимается «особая разновидность социального конфликта, которая выделяется по специфике участвующих в конфликте сторон, когда, по крайней мере, одна их конфликтующих сторон представлена этнической группой»[9]. Этнический конфликт вовсе не обязательно носит исключительно этнический характер. Это может быть спор по любым проблемам между двумя этническими группами.
Примечания.
[1] Малиновский Л.В. Немцы в России и на Алтае: популярно-исторические очерки. Барнаул, 1995. 182 с.;
[2] Бруль В.И. Немцы в Западной Сибири. Топчиха, 1995. 191 с.
[3] Нам И. В. Немецкие колонии в Сибири в начале ХХ века в контексте проблемы диаспоральности // Немцы России и СССР: 1901-1941 гг. М., 2000. С. 17–30.
[4] Кротт И.И. Немецкое сельскохозяйственное предпринимательство Омского Прииртышья в конце XIX - начале XX вв. // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. Омск, 2000. - №8. - С. 167–170.
[5] Чуркин М.К. Иноэтничный фактор в колонизации Сибири: общественно-политический дискурс второй половины XIX – начала XX века. // Польские ссыльные в Сибири во второй половине XVIII – начале XX века в восприятии российской администрации, переселенцев и коренных народов Сибири. Омск: Полиграфический центр КАН, 2015. – С.168–176.
[6] Вибе П.П. Немецкие колонии в Сибири: социально-экономический аспект. Омск, 2007. 368 с.;
[7] Чернышёва В.Г. Немецкое население Минусинского округа в XIX – начале XX веков // Немцы в Сибири: история, язык, культура: Тезисы международной научной конференции. Г.Красноярск, 13-16 октября 2004 г. Красноярск, 2004. С.104–108.
[8] Бандурина В.Г. Немецкое население села Николаевка Краснотуранского района Красноярского края // Мартьяновские краеведческие чтения (1989-1999 гг.): сб.статей и докладов. Минусинск, 1999. С.175–178.
[9] Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент. М., 2008. С.466.