"Наши доверители изъявили свое желание построить в деревне Огневой церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, и по разрешению Томского епархиального начальства для постройки церкви навожен лес, и камень, и [так] как из крестьян деревни Огневой большая половина – староверы, которые на постройку церкви не согласны, [то] и они настоятельно просят начальство о выдворении нас новоселов из деревни Огневой" – так в марте 1893 г. переселенцы Нижне-Чарышской волости описывали свои несчастья томскому губернатору (документ № 1). Это открывает историю сибирского переселения с новой стороны.

Религиозная составляющая редко отражается в переселенческих документах, но не является ли она скрытой подоплёкой и других конфликтов? Даже если брать только избранные случаи, отражённые в подборке "Конфликты и взаимодействие": ведь и в селе Ново-Шульбинском имелась известная властям "часовня раскольничья" [1] – может быть, и там споры о земле стали лишь прикрытием религиозной распри? Именно на юге Западной Сибири старообрядческая тематика была в XIX в. особенно насущна.


Примечания. 

[1] Данные Списков населённых мест Томской губернии за 1859 г.

­