Таким образом, сочетание ужесточившейся земельной политики Кабинета с землеустройством в населенных уездах сформировало к 1910 г. сложный клубок противоречий. Его главными участниками являлись Кабинет как главный распорядитель земельного фонда, крестьяне-старожилы как основной адресат землеустроительной реформы и переселенцы как дополнительные претенденты на земли Кабинета (официальные переселенцы) или как нагрузка на устраиваемые земли старожилов (самовольные переселенцы, селившиеся в старожильческих селениях). Рассмотренные примеры противоречий позволяют выделить несколько типов конфликтов, возникавших между перечисленными участниками в сфере поземельных отношений. Первый тип характеризовался административными противоречиями между Кабинетом и иными ведомствами, в первую очередь, Переселенческим управлением, по вопросу предоставления кабинетских земель. Административными мерами 1910‑1911 гг. Кабинет сумел существенно сократить возможности для притязаний Переселенческого управления на свой фонд земель. После решения межведомственных административных противоречий в поземельных отношениях основное противостояние переходило на уровень взаимоотношений с населением.

Определяющим здесь являлся следующий тип конфликта, выражавшийся в борьбе указанных выше сторон за землю. Формально он не выходил за рамки процесса землеустройства. Поэтому его главным проявлением были споры старожильческого населения с Кабинетом и его представителями за размер надела, величину и качество отрезков. Сюда же относилась борьба непричисленных переселенцев за возможность получить надел в старожильческих селениях, что также предусматривалось землеустроительным законодательством. Отграничивая наделы селениям, Кабинет после этого формально уже не влиял на поземельные отношения, переставая быть активным участником конфликтов в этой сфере.

Третий тип конфликтов, в отличие от первых двух, возникал уже на почве землепользования в рамках одного сельского общества, включая противостояние разных групп населения. В определенной степени он также был порождением результатов землеустройства. В условиях Алтайского округа одним из острых его проявлений стало нежелание старожилов предоставлять наделы бывшим непричисленным переселенцам по результатам землеустройства.

Наиболее активными участниками конфликтов в поземельных отношениях на Алтае выступали представители Кабинета и старожилы. Это было вполне ожидаемо, поскольку третья сторона, непричисленные самовольные переселенцы, не обладая законными правами, все свои надежды связывали только с землеустройством. После его завершения законные права бывших переселенцев в рассмотренных конфликтных ситуациях отстаивали губернские власти. Именно им теперь предстояло гасить противоречия между старожилами и бывшими непричисленными переселенцами, делая это преимущественно по собственной инициативе. Хотя к 1913 г. внешние проявления конфликтов в поземельных отношениях в Алтайском округе были сглажены, но их основа ‑ жесткая земельная политика Кабинета и нормы землеустроительного закона для Алтая – осталась неизменной. Поэтому внешнее умиротворение в поземельных отношениях в Алтайском округе в год юбилея правящей династии создавало лишь видимость благополучия, делая неизбежными новые конфликты в острых ситуациях, затрагивающих поземельные права всех выделенных участников.

 
­